morthan2006: (Default)
Add MemoryShare This Entry

Упоминание о «Королевской битве» у меня всплыло в комментариях к «Повелителю мух» Голдинга. Сейчас я данную книгу зачёл и могу высказать по ней своё мнение.

Да, некоторое сходство с Голдингом есть. Но оно внешнее и, так сказать, декоративное. Тоже остров, тоже необитаемый (как бы), тоже куча детей и война всех против всех. Но есть нюансы, причём такие, что отличий от Голдинга становится больше, чем сходства.

У Голдинга детей никто не заставлял заниматься всем этим экстримом. Это была их собственная инициатива. Можно было спокойно договориться и сотрудничать друг с другом. Здесь же с самого начала им выдают бумагу, карандаш и заставляют писать фразу «Мы будем убивать друг друга». Причём происходит это после убедительной демонстрации, что здесь не шутят.

В «Повелителе мух» история была спровоцирована случайным стечением обстоятельств. Здесь же имеется хитрый план злобного правительства (так называемая «Программа»). Всё продумано, срежиссировано и никаких попыток пустить дело на самотёк! Есть правила, которые должны вынудить игроков действовать надлежащим образом. Есть дистанционно управляемые ошейники, с помощью которых можно контролировать ситуацию и наказывать тех, кто пытается увильнуть. Есть ограничение по времени, чтобы игра не затягивалась до бесконечности. Ну и, разумеется, остаться должен только один.

Что мне сразу бросилось в глаза, так это бессмысленность всей затеи. Она хорошо смотрится на экране, но не приносит практической пользы. Что мы имеем? Мероприятие, в результате которого где-то 98% участников идёт в отбраковку. Даже если они в процессе игры извлекли какой-то полезный опыт, применить его впоследствии они всё равно не смогут. Победитель всего один, психологически травмированный и опыт, полученный в ходе игры, ему тоже вряд ли пригодится (Сёго Кавада тут является очень маловероятным исключением, о чём в книге сказано прямым текстом).

Об игре знают все, но практически никто к ней не готовится: вероятность попасть в Программу мала, а вероятность стать в ней победителем – крайне мала (при 98% отсеве-то!). Поэтому все надеются на авось. То есть, военно-патриотического воспитания населения из игры тоже не получается.

Я бы ещё с натяжкой понял, если бы игра транслировалась в реальном времени по телевидению, как в «Бегущем человеке». Эксплуатация низменных инстинктов, «panem et circenses» и так далее. Но ведь и этого нет! Транслируются только конечные результаты и интервью с победителем.

Единственное, что можно счесть какой-то пользой, это подпольный тотализатор, где делают ставки на победителя. Но, с одной стороны, это самодеятельность исполнителей. А с другой – ради такой мелочёвки запускать огромную государственную махину, выселять всех с острова, обслуживать процесс игры и потом зачищать последствия... Воля ваша, ради какого-то тотализатора это делать бессмысленно.

Конечно, под конец устами инструктора Сакамоти даётся какое-то объяснение, но критики оно не выдерживает. Приводить народ к покорности, отлавливая протестующих против игры неблагонадёжных, конечно, можно. Да только эффекта от этого не заметно. Их, неблагонадёжных, просто огромное количество, столько раз на них в тексте натыкаешься.

В общем, с точки зрения целесообразности, идея игры хромает на обе ноги. А вот со зрелищностью – полный порядок.
Атмосфера всеобщего недоверия подогревается правилами. Доверять действительно никому нельзя: если выживет более одного человека, то организаторы уничтожат всех. С другой стороны, одиночка против группы не выстоит (вернее, иногда может и выстоять, но для этого надо быть Кадзуо Кириямой – машиной убийства без страха и упрёка).

Регулярное объявление определённых зон запретными заставляет игроков двигаться, не даёт им отсиживаться в безопасном месте. Так-то можно было бы занять выгодную позицию, как спартанцам в Фермопильском ущелье, и держаться там до скончания века. Однако, благодаря политике запретных зон, номер не пройдёт.

Оружие, раздаваемое игрокам, тоже вносит свою лепту. То, что оно распределяется случайно, одновременно и нарушает баланс и добавляет непредсказуемости. Да и ассортимент тоже радует, явно подбирал некто со специфическим чувством юмора.

Из вышеупомянутого можно сделать вывод, что данная игра является литературным приёмом. Им автор решает сразу несколько задач. Во-первых, показывает нам плохое правительство и демонстрирует, что так делать нельзя. Во-вторых, доводит до нашего сведения нехитрую мысль, что убивать друг друга – очень плохо. И в-третьих, разворачивает перед читателями то, что я бы назвал «кризисной этикой».

Действительно, оказавшись в ужасной ситуации, стиснутые со всех сторон бесчеловечными правилами, все действуют по-разному. Одни совершают совместное торжественное самоубийство, другие пытаются уговорить остальных и привести их в чувство, третьи объединяются для защиты, четвёртые начинают охотиться на всех остальных... Решений множество, а какое из них правильное – неизвестно. Здесь практика не является критерием истины: выживший вполне может быть неправ, а иные из погибших – правы в полной мере. Но тема эта долгая и скользкая, хотя по-своему интересная.

Впечатления от книги у меня остались неплохие. Даже завершается она, скажем так, почти хэппи-эндом. Конечно, почти все умерли. Конечно, Сёго Кавада оказался не так прост, как это казалось в начале. Конечно, зло наказано, хотя мафия и бессмертна.

И, конечно, мы с вами никогда не попадём в такую ситуацию. Ведь правда?
Mood:: задумчивое
There are no comments on this entry. (Reply.)

June

SunMonTueWedThuFriSat
1
 
2
 
3 4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15 16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30